Право на ошибку

    Как мы, взрослые, обычно реагируем на ошибки детей?  Бурно и эмоционально  и порой  очень громогласно. А как надо? Не реагируйте поспешно. Возьмите паузу. Вы расстроены? Раздосадованы? Разозлены? Переживите импульсивную стадию вашего реагирования в одиночестве, чтобы потом не было мучительно больно вашему ребенку и стыдно вам за все сказанное и сделанное.

    Когда мы, взрослые, стыдим и ругаем ребенка за допущенные ошибки, мы можем невольно дать ему понять, что он - плохой и не заслуживает нашей любви. Плохо ругать за ошибки и промахи маленьких детей, не слишком-то эффективно ругать и стыдить и более старших. А уж проделывать это с подростками и вовсе опасно.

   Когда ребенок допускает ошибку, не зацикливайтесь на том, кто виноват (и как больнее наказать виновника). Лучше сосредоточьтесь вместе с ребенком на том, что делать.

   Когда мы деликатно подсказываем ребенку реальный способ исправить ошибку,
 он учится брать на себя ответственность .  Если же мы просто  осуждаем ребенка, он впадает в смятение: «Что же будет?». У него возникает убеждение: «Я ошибся; наверное, я плохой!». И приходит к такому выводу: «Надо все скрыть, иначе мне будет плохо». Разве мы к этому стремимся, воспитывая его?

   Старайтесь спокойнее реагировать на ошибки, оплошности и промахи . Хорошим выходом из ошибки может быть предложение
  родителей искупить, загладить свою вину.  У любого человека, а у растущего тем более, непременно должно быть такое право.

   Ни в коем случае не будьте злопамятными. Не стоит десять раз напоминать ребенку, что вот тогда-то он потерял зонт, или вот тогда-то он сломал новую игрушку, порвал рубашку, разбил вазу. При спокойной, конструктивной реакции родителей на допущенную ошибку ребенок сумеет разобраться в том, что произошло и что теперь с этим делать. Мы, к сожалению, чаще ищем простого и быстрого решения проблемы. Но просто и быстро ничего хорошего не получается. Быстро с ними не бывает. А просто - тем более.

   Научитесь чистосердечно признавать собственные ошибки. Допустив ошибку, скажите (хочу предупредить: не у всех это сразу получится), глядя ребенку в глаза: «Я был неправ. Я ошибался. Извини! Позволь мне исправиться!» (Скорее всего, ребенок потом будет, совершив ошибку, поступать точно так же.)


  Вместо нотаций постарайтесь вместе с ребенком провести разбор случившегося. Задайте ему простой вопрос: «Как думаешь, почему так получилось?» И следующий вопрос: «Что думаешь делать дальше, чтобы исправить это?» И не подсказывайте сразу, не давайте детям готовых ответов. Пусть они ищут эти ответы сами.

   И кстати, почему родителям непременно надо быть правыми? Стоит ли упорно доказывать детям свою правоту («А я тебе что говорила? Я, как всегда, оказалась права!»)? Да, дети ошибаются. Но они и сами это поймут, если вы дадите им время.